ГАВАЙСКИЕ ТАНЦЫ

 

Это мистерия – действие физическое, душевное и духовное.
Хула дословно означает «разжигание священного огня». Танец дает не только удовольствие и релаксацию, но и проводит терапевтическую работу.
Многие люди чувствуют после танца подъем энергии и радость жизни, расслабление и обретают утерянное равновесие.
В хула существенным элементом терапии является плавное движение бёдер. Бёдра символически и физически связывают верхнюю и нижнюю части тела – корпус и ноги. Расслабление мышц бёдер и оздоровление этой части тела способствует лучшему движению энергии от ног к туловищу, что увеличивает жизненную силу, способствует эмоциональному равновесию и лучшему «заземлению» и одновременно способствует интеграции духовных и физических аспектов человека. 

 

 

 

Хула (гав. hula) — гавайский танец, сопровождаемый песнопением, известным под названием меле (гав. mele). Выделяется несколько разновидностей танца:

  • кахико (гав. kahiko) — древняя разновидность танца хула, который исполнялся до появления на Гавайских островах первых европейцев;

  • ауана (гав. ʻauana) — разновидность хулы, сформировавшейся в XIX—XX веках под воздействием западного влияния. Исполнение этого вида хулы сопровождается пением и игрой на «западных» музыкальных инструментах: гитаре, укулеле и контрабасе.[1]

 

История танца

В гавайской мифологии сохранилось несколько легенд, в которых рассказывается о происхождении танца. Согласно одной из них, хула была создана гавайской богиней Лака на острове Молокаи, недалеко от священного места Каана. Согласно другой истории, танец хула был придуман героем по имени Хииака, который своим танцем пытался успокоить свою гневную сестру, богиню вулканов Пеле. Согласно третьей легенде, хула был придуман самой богиней Пеле, которая пыталась спастись от своей сестры Намакаокахаи(богини океанов). Найдя остров Гавайи, где ей не угрожали морские волны, она забралась на один из кратеров и станцевала там в честь своей победы первый танец хула.

С появлением на островах в 1820 году американских протестантских миссионеров хула был запрещён как языческий танец. Этому же запрету последовали и алии, представители гавайской аристократии. Тем не менее в годы правления короля Дэвида Калакауа (1874—1891), который уделял большое внимание сохранению гавайских традиций, танец был возрождён. Последующее покровительство танцу оказала принцесса Рут Кеэликолани, которая придавала большое значение возрождению умирающей культуры предков под натиском иностранцев и западного влияния. В результате был создан особый вид хулы, куи (в переводе с гавайского языка — «смешение старого и нового»).

В начале XX века традиция хулы претерпела значительные изменения в связи с наплывом на Гавайские острова многочисленных туристов. В результате хула стал одним из туристических развлечений и достопримечательностей Гавайев.

 

 

Хула кахико.

Кахико, которым, как правило, обозначают разновидности танца хула, появившиеся до 1893 года, и в которых не используются современные музыкальные инструменты, включает в себя большое разнообразие стилей и форм исполнения, от торжественной разновидности до достаточно фривольной. Значительная часть хул того периода была придумана для восхваления традиционных вождей, поэтому исполнялись они либо в их честь, либо для их развлечения.[4] Среди разновидностей кахико выделяют алаапапа (гав. ʻālaʻapapa), хаа (гав. haʻa), олапа (гав. ʻolapa) и др.

Часть хул исполнялась на различных религиозных праздниках и церемониях, проходивших на территории гавайских храмов хеиау. При этом любая ошибка исполнителя во время танца считалась плохим знаком. Поэтому все гавайцы, которые обучались хуле, изолировались от мира и ставились под защиту богини Лака. Школа танцу называлась халау (гав. hālau), а преподавателей — куму (гав. kumu; куму переводится как «источник знаний»).

При исполнении танца танцоры делились на две группы. Первая группа, или олапа (гав. olapa), объединяла танцоров, совершавших активные движения (иногда в сопровождении музыки); вторая группа, или хоопаа (гав. hoopaʻa), состояла из исполнителей, которые сидели на земле или коленях, играли на музыкальных инструментах и играли активное участие в пении. По сигналу куму, который сидел в группе хоопаа, поо-пуаа (гав. poo-puaʻa), лидер группы олапа, начинал исполнение песни меле, которое напоминало монотонное чтение. Впоследствии к нему подключался сам куму, как и все танцоры.[5] Основным мотивом для песен были различные любовные истории, а также обращения к природным силам и природе в целом.

Танец сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах:

  • ипу — гавайский барабан из тыквы;

  • ипу-хеке — двойной гавайский барабан из тыквы;

  • паху — барабан с мембраной из акульей кожи;

  • пуниу — маленький коленный барабан, который делался из твёрдой скорлупы кокоса, с мембраной из рыбьей кожи;

  • илиили — вулканический камень, подточенный водой и использовавшийся в качестве кастаньетов;

  • улиули;

  • пуили — бамбуковые барабанные палочки;

  • калаау — палочки для отбивания ритма.

При исполнении танца танцоры носили специальную одежду. Женщины надевали юбку пау (гав. pāʻū), оставаясь с обнажённой грудью. Исполнительницы также украшали себя многочисленными браслетами (в том числе, ножными), ожерельями, а также гавайским украшением леи. Мужчины же надевали набедренные повязки, или мало (гав. malo), и различные украшения.

В настоящее время разновидность хулы кахико исполняется под песнопения на историческую тематику.

 

 

Хула ауана.

Современная разновидность хулы представляет собой синтез древних форм танца с западной практикой. Самое значительное влияние на танец оказала христианская мораль, а также западная музыка. Хотя основной темой ауана остаются различные истории, тем не менее в качестве мотива могут выбраны более современные события. В то же время костюмы исполнителей стали менее откровенными.

Танец сопровождается музыкой на таких современных инструментах как:

  • укулеле, или гавайской гитаре;

  • гитаре;

  • электрогитаре;

  • различных басовых инструментах.

  •  

     

    Tahitian и Хула танец

     

     

    Хула восходит к периодам гавайской истории, когда строгое запоминание было передано через песнопения вместо письменных документов. Эти песнопения,

    содержащиеся в истории Гавайских людей и их создание тщательно передаются из поколения в поколение для сохранения. В поддержку этих историй и развился хула-танец .
    Сегодня есть много различных вариаций оригинального танца хула , но все они имеют заземлённые корни  на той или иной мере в оригинальном танце хула созданного много веков
    назад. В гавайском танце , было и продолжает быть традицией, чтобы
    насладиться хула танцем, как частью  шоу. До сих пор к танцу хула относятся с большим почтением к определенным событиям.
    И мужчины, и женщины выполняют хула танец, хотя это было сделано самыми знаменитыми женщинами, которые были одеты в травяные юбки и кокосовые бюстгальтеры. Этот стиль в одежде
    был не только заманчив, но даёт и отличную визуальную презентацию навыков, которые приобретаются профессиональнымитанцорами хула танцев. Это красивая презентация  и дает многим людям
    ощущение тепла и гостеприимства, и гавайцы хотят , чтобы люди запомнили танец, когда они посещают острова.
    Песен или песнопений, которые используются для сопровождения танца хула известны как меле. Меле становится еще более драматическим путем хула танца в двух актах, вместе
    взятых, самый приятный опыт для тех, кому посчастливилось насладиться хула танцем и мела в лицо.
    Есть небольшое различие в темпе, который в танцах установлен ​​на определенном 
    уровне. Для некоторых из танцев Tahitian, есть гораздо более быстрые темпы, и иногда называют «хип тряски», а хула танцы могут пойти аналогично такому темпу , но считаются
    гораздо более изящными и включают больше о повествовании аспекта танца.
    Таитянский танец берёт источники в ОТЕ, которая первоначально была европейским танцем, и был сделан только для мужчин. Сегодня, amui ote’a является танцем, который могут
    танцевать и мужчины, и женщины. Наименование не только в различии между Tahitian и Хула танцем. Tahitian танцы предназначены для демонстрации жизни профессий изо дня в день по
    сравнению с историей цивилизации.
    Если у вас есть предпочтения для Tahitian или Хула танцев, или Вам нравятся оба, очевидно одно: эти танцы предназначены поделиться чем-то с вами, что народы этих стран оценят,
    используют и хотят, чтобы вы знали. Это само по себе должно дать Вам хорошее чувство каждый раз, когда вы получите возможность посмотреть спектакль.

  •  

     

    ТАИТЯНСКИЙ ТАНЕЦ ИЛИ "ОРИ ТАИТИ"

  •  

     

    До прибытия европейцев в Полинезии существовало "много разнообразных танцев" (У. Эллис, 1831 г.), но о них мало что известно. Мы лишь знаем, что танцевали и мужчины, и женщины, вместе или отдельно. Некоторые танцы танцевали стоя, а другие – сидя. Аккомпанемент исполнялся на ограниченном числе инструментов. В первую очередь это были двухсторонние барабаны паху и носовые флейты виво.

    Поскольку, как и искусство татуировки, танцы связывали с обнаженным телом, а, следовательно, с непристойным поведением, они были запрещены миссионерами. Только в 1950-ые годы это древнее искусство заняло свое место среди полинезийских обычаев и было возрождено благодаря устным рассказам и запискам путешественников

  •  

  • ВИДЫ ТАНЦЕВ

  •  

     

    В современном таитянском танце выделяют четыре вида.

  •  

  • Отеа: по всей видимости, изначально это был военный танец, исполняемый мужчинами. Он стал самым известным из таитянских танцев. Его хореография строится вокруг темы, а музыкальный аккомпанемент исполняется на ударных инструментах и образован ритмическими мотивами, называемыми пехе.

  • Апарима: в этом танце руки танцоров рассказывают историю. Апарима может исполняться без аккомпанемента (вава). В этом случае танец является пантомимой, которую обычно показывают под звуки ударных инструментов стоя на коленях. Танец также может сопровождаться пением и игрой на струнных инструментах(апарима химене), и в этом случае движения выполняются в такт словам.

  • Хивинау: во время этого танца мужчины и женщины ходят по кругу, а мужчина-солист поет фразу, которую потом подхватывает хор. Оркестр состоит из различных барабанов, а темп исполнения определяется песнями танцоров.

  • Паоа: по всей видимости, этот танец возник из движений, совершаемых при изготовления тапы (пергамента из растительного материала). Мужчины и женщины ползут, образуя полукруг. Мужчина-солист озвучивает тему, а хор ему отвечает. Пара встает на ноги и исполняет внутри круга короткий танец под звуки "хи" и "ха".

  •  

  • ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  •  

     

    В наши дни оркестры состоят из ударных и струнных инструментов. К ударным инструментам относятся токере, фаалете, двусторонний барабан паху, звуки из которого извлекают палкой, и односторонний барабан паху тупаи рима, на котором играют руками. К струнным инструментам относятся укулеле и гитара.

    Другие давно исчезнувшие инструменты постепенно возвращаются. Это, например, расщепленный бамбуковый барабан ихара и носовая флейта виво. Наконец, разнообразные звуки извлекаются с помощью камней, ракушек, пену или кокосовых орехов.

    Таитянский танец оказал сильное влияние на другие архипелаги, но они сохранили некоторые из своих танцев, например, танец птиц на Маркизских островах, танец капо на архипелаге Туамоту и танец пеи на островах Гамбье.

  •  

 

Новинки 2019 года