кубинские танцы

 

Возникшие первоначально на религиозных традициях африканских племён и впитавшие в себя испанские мотивы, кубинские танцы обладают неповторимым колоритом и темпераментом.

Кубинская музыка формировалась не только на многовековых, но и на многонациональных традициях, взяв лучшее от каждой эпохи и от каждого народа.

Процветавшая работорговля поставляла в Новый Свет племена из Западной Африки(банту, конго, йорубас), которые пришли туда вместе со своими барабанами и молитвами.

Несмотря на обращение в христианство, африканцы продолжали молиться своим божествам, используя пляски, песни и ударные инструменты.

Латиноамериканская религия сантерия (Santeria) не осталась в стороне и не позволила пришельцам захватить господство в музыке.

Ведь до колонизации Кубы Испанией на кубинской территории проживали индейцы, которые также использовали палки и барабаны для совершения национальных обрядов и ритуалов.

Испанская гитара оказалась как нельзя кстати и стала замечательным дополнением к барабанным ритмам. Позже на музыку и танцы Кубы повлияли переселенцы из Старого Света и Китая. К кубинским танцам относят:

  • Зачаровывающую сальсу.

  • Ритмичную румбу.

  • Известный всем возрастам ча-ча-ча?

Но все танцы, прародителем которых считается кубинский стиль сон, вышли из народа, что ясно прослеживается в каждом из них.

Старая кубинская румба, возникшая в XIX веке в Гаване, соединила в себе три разных танца:

  • гуагуанко – танец городских кварталов,

  • колумбию с применением деревенских сельскохозяйственных орудий труда и ямбу, предпочитаемую и любимую стариками, которые, ввиду своего возраста, уже не могут совершать движения, свойственные молодому здоровому телу.

  • Румба, знакомая нам как бальный танец, ничего общего с кубинской румбой не имеет, разве что напоминает её ритмом и откровением.

Приблизительно в одно время с румбой кубинский сон дал жизнь ещё одному знаменитому ныне танцу – сальсе, страстному, свободному, волнующему и игривому.

з сочетания африканских барабанов с духовыми и струнными инструментами родились замечательные ритмы других кубинских танцев:

  • Мамбо.

  • Дансон.

  • Самба.

  • Меренге.

  • Болеро.

  • Кумбия.

  • Бачата.

  • Тумба

Ворвавшийся на мировые музыкальные площадки новый жанр «кубано бум» очень уж пришёлся по душе нынешней молодёжи, сочетая в себе различные элементы для всестороннего развития современного молодого человека, ведь это:

  • Лучшая фитнес-тренировка, неутомительная и приносящая удовлетворение;

  • Развитие гибкости и пластики, как того требует кубинский танец;

  • Умение ярко и чувственно выражать эмоции, общаясь на языке движений;

  • Возбуждение страсти;

  • Приобретение чувства ритма, женского очарования и мужского атлетизма.



 

Сон — танец, зародившийся на Кубе и получивший известность в мире в начале 1930-х годов.

Сон танцуют в паре, но в зависимости от стиля танец имеет различный темп и рисунок танца может начинаться с различных счетов.

Стилей сона довольно много, однако большая часть из них потерялась во времени.

Наиболее популярным является мнение, что сон танцуется на contra tiempo - шаг на 2 или 6. Иногда используется добавочный тэп или мягкий перенос веса на один из счетов.

Son Montuno - это музыка, отдельный музыкальный стиль, созданный Аресенио Родригесом.

SON URBANO - городской стиль Сона.

Son Campesino - сельский стиль Сона.

Son GuarachaСон гуарача — быстрый танец, популярным шагом в танце является шаг Cajon (перекрестный шаг, с мягким переносом веса между шагами).Son Сhangüí[пСон чангуи — один из малопопулярных стилей сона, эта вариация возникла на северо-востоке города Guantánamo в муниципальных округах Salvador, Yateras и Manuel Tames. На текущий момент танец сохранился только в памяти этих округов и танцоров-профессионалов, которые специализируются на этом направлении.

Основной шаг делается с подпружиниванием, в отличие от остальных стилей.

Меренге (Merengue) - национальный танец Доминиканской республики и, также, до некоторой степени, Гаити, соседнего с ней государства, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4.

Этот танец является одним из самых распространённых и зажигательных танцев в мире. Раньше он не был так популярен, однако в последние годы сумел покорить множество людей, проживающих за пределами Латинской и Северной Америки, и, пройдя триумфальным маршем, надолго занять умы и, конечно же, тела людей во всём мире. Подтверждением этому является появление и быстрый рост всяческих клубов, в которых можно не только часок насладиться Меренге, но и отдаться ему на всю ночь, а так же курсов, на которых Вас научат не только базовым движениям, но и, если Вам будет по силам, слиться с ним и почувствовать его изнутри.

Танец меренге существовал, начиная с ранних лет Доминиканской республики (на Гаити похожий танец называется Merengue = безе). Возможно, что танец взял своё название и от имени кондитерского изделия - безе, сделанного из сахара и яиц, из-за лёгкого характера танца, или из-за его точного ровного ритма, напоминающего взбивание яиц. 
 

..Музыка меренге 
Меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал. Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуира (или гуиро) и тамбора. Тамбора — ударный инструмент африканского происхождения, деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами. На тамборе играют, ударяя ладонью по одной стороне и деревянной палочкой — по другой стороне, а также по ободу. Гуира — инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки, проводя по которым деревянной палочкой, извлекали звук. В современном меренге также используется гуира из жести, которая имеет вид трубки с гофрированными стенками. Оба этих инструмента отвечают за ритмическую часть меренге и используются как в фольклорном, так и в популярном вариантах.

В современном меренге аккордеон практически не участвует. Его заменили клавишные — фортепиано и духовые — труба, тромбон, саксофон. Труба и тромбон, как широко используемые в музыке «тропического» направления, делают мелодию веселой и торжественной. В частности, оглушительные партии труб характерны для меренге с острова Пуэрто-Рико. Доминиканские музыканты чаще вводят в оркестр один или два саксофона; в этом случае мелодический рисунок становится более сглаженным. Фольклорные ансамбли в некоторых случаях также используют саксофон. 

Музыка меренге очень разнообразна. Иногда, даже на протяжении одной мелодии ритм может меняться, в последней части танца ускоряясь, что привносит остроту в исполнение танца. Иногда, медленный ритм Болеро (Bolero) может вдруг ворваться в меренге. 

Танец меренге 
Меренге — энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Меренге нередко танцуется соло, как шоу-вариант.

Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры. Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге.

Первоначально танец выглядел таким образом: пары делали быстрые движения ногами, однако без подпрыгиваний и сильных движений бёдрами. Танец походил на кружение петуха вокруг курочки, чтобы влюбить её в себя, совершая ногами различного вида движения. Это было некий способ выражение своих чувств - ногами.

Со временем под воздействием различных культур, общения с представителями различных частей света, как и любое явление в жизни, произошли изменения и в Меренге. Он позаимствовал немного от Испании, немного от Африки, некоторые движения "гринго" (one-step), результатом чего ныне мы и можем наслаждаться. 

В отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить тем, что партнеры двигаются обнявшись, что придает танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний. Этот танец идеально подходит даже для маленького, переполненного танцпола. Несложный по шагам, меренге легко учится, многие считают его танцем-забавой, который может доставить наслаждение движением и музыкой даже начинающим танцорам.  
 

 

 

Бачата (Bachata) Латиноамериканский танец, вышедший из Доминиканской Республики, поднявшийся с самых низов, но обретший народную славу лишь в 80-х и 90-х годах двадцатого века.

Бачата, как и многие латиноамериканские танцы, представляет собой смешение различных ритмов. Больше всего в этом танце от болеро, но так же сюда вошел и кубинский сон, лежащий в основе сальсы, мелодии меренге, ча-ча-ча, и есть даже что-то от танго.

Но до своего триумфа этот танец, как и меренга, был отвергнут многими, как танец для бедных. В нем часто проскальзывали меланхолические и ностальгические мотивы, которые были связаны с наметившимся в 1960-е годы социальным и культурным разрывом иммигрантских пригородов с «сытыми» городами. Этот период истории бачата известен как «горький» (musica de amargue) и полностью отражает настроение эпохи.

Несмотря на то, что хореография этого танца проста и состоит из шагов - вперед-назад и вправо-влево – в нем есть много места для импровизации. А близкое расположение партнеров, практически приклеенных друг к другу, в одном из вариантов танца, делает его очень контактным и даже интимным, так что вы должны и впрямь испытывать симпатию к партнеру, иначе ничего не получится

 

 

Самба (Samba) Бразильский латиноамериканский танец, в основе которого лежат африканские ритмы, и который снискал мировую славу благодаря известному всем и каждому карнавалу в Рио-де-Жанейро.

Ритмы и движения самбы были завезены с африканскими рабами и представляют собой синтез около сто различных племенных танцев. Более того, многие элементы теперь уже современной самбы раньше использовались в ритуалах различных африканских племен. С конца XIX века самба потихоньку из деревень перебирается в города. Потом шаг за шагом к 20-м – 30-м годам XX века она становится популярным танцем практически среди всех слоев населения. А к 60-м в ее ритмы и мелодии примешиваются элементы джаза и босса-нова.

Для самбы характерны специфические движения тазом и бедрами, свойственные только этому танцу. Считается, что этим движениям сложно научиться не урожденным латиноамериканцам, но широкое распространение танца по всему миру, доказывает обратное.

Существует два способа танцевать самбу. Первый, тот, что можно увидеть на карнавалах или на вечеринках, пары могут танцевать в двойных линиях и длинных рядах или же могут разделиться и танцевать по одиночке. Или его салонный вариант, который так же наравне с ча-ча-ча, румбой, джайвом и пасодоблем, входит в программу латиноамериканских бальных танцев. В этом варианте самба немного похожа на румбу, и пара иногда разъединяется, чтобы сделать определенные фигуры танца.

Танго (Tango) Танго – страстная история любви, рассказанная в танце. История двоих, выставленная на всеобщее обозрение. И эти двое предпочли всем открытым пространствам небольшой бар с завитушками табачного дыма, медленно растворяющегося где-то под потолком, и молчаливыми тоскующими посетителями, теперь уже утопающими в разливающихся звуках аккордеона и скрипки.

Разве можно сейчас вообразить себе, что когда-то, в самом начале XX века, в рабочих и припортовых кварталах Буэнос-Айресе танго прорастало в придорожных кафе и на улицах, и зачастую среди мужчин. Слишком много молодых эмигрантов приезжали в «новый дом» без своих пар и складывался некий «дефицит» женщин. А еще раньше, во второй половине XIX века, танго стало появляться в так называемых академиях, где изучались танцы различных слоев населения, чтобы потом их использовать в комедийных постановках, опереттах и прочих произведениях. Там актеры начинают петь и танцевать танго, и там оно сосуществует и смешивается с другими ритмами (полька, вальс, чотис – мадридская мазурка, хабанера и др.), которые привозили с собой эмигранты из Европы и Ближнего Востока.

Само слово tango, возможно произошло от нигерийского народа ибибио tambu (барабан, или танцевать под барабан) или от арабо-испанского tabal (плоский бочонок). Так же известно, что слово tango во многих местах Америки означало «место, где собираются для танцев под барабаны негры» или что для привезенных рабов слово tango означало «закрытое место, куда что бы попасть, нужно было спрашивать разрешение».

Но как бы философия танца ни вытачивалась, во множествах пригородах и по каким бы местам не протекали истории танго, все они соединялись в одном – в Буэнос-Айресе.

Известны несколько этапов становления танго, как самостоятельного вида танца и музыки. Сначала, до 1920-х, танго был во власти так называемой «старой гвардии» (guardia vieja). Здесь родилась танго-песня и поспособствовал этому певец и композитор Карлос Гардель (Carlos Gardel), исполнивший первую в истории танго-песню «Моя грустная ночь» (Mi noche triste). К концу этой эпохи из танго уходят гитары и появляется аккордеон (он немного отличается от нашего). Затем следовал «Золотой век танго» (1920–1950), и танго все боле и более обретает знакомые нам черты. Появляются оркестры и сольные выступления, танец переходит в салоны, клубы, за написание песен и музыки берутся множество поэтов и композиторов, и танго превращается из локального культурного события во всемирно известный феномен. И наконец, начиная с 50-х появляется еще одна вариация, известная как «Новое танго» (tango nuevo), главным создателем которой стал Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla). Он кардинальным образом изменил танго, привнеся в него на ряду с мелодиями классической музыки и некоторые черты модерна, напряженность и нервозность. В его эпоху танго все чаще играется оркестрами в концертных залах. Но танго и по сей день продолжает впитывать в себя новые веяния, но не отходя при этом от своих истоков.

Сегодня танго-танец - это демократичный и очень контактный танец, где мужчина ведет свою партнершу на протяжении всего пути. В этом танце есть место и интриге и драме. Иногда движения в танго могут быть резкими, немного агрессивными или страстными, иногда спокойными и элегантными, но всегда задействовано не только ваше тело, но и ваша мимика, ваш взгляд, повороты головы они так же должны подчиняться общему порыву. Ведь все зависит от того, как вы хотите рассказать свою историю любви и страсти.

Ча-ча-ча (Cha cha cha) Это кубинский парный танец, вышедший из мамбо. Но сначала в самом конце 40-х годов XX века родился музыкальный жанр. Продукт импровизаций и всевозможных экспериментов с формой, мелодией и ритмом дансона скрипача и композитора кубинского оркестра Энрике Хоррина (Enrique Jorrin). Наконец он записывает песню «Обманщица» (La Enganadora), которая полностью отвечает всем параметрам ча-ча-ча. Эта композиция имела оглушительный успех в 1953 году. Теперь с этой точки ведется и начало танцевального жанра ча-ча-ча.

Изначально Энрике Хоррин называл плод своего творения, мгновенно завоевавшего любовь и симпатию миллионов любителей латиноамериканских танцев, неодансоном (neodanzon). Позже название ча-ча-ча, под которым мы знаем этот танец сегодня, родилось благодаря самим танцорам. Дело в том, что ча-ча-ча характеризуется серией из трех шагов, из-за этого соприкосновения обуви танцующих с полом рождаются звуки похожие на «ча-ча-ча», как бы оглашая начало и призывая остальных танцевать.

Сейчас ча-ча-ча входит в пятерку латиноамериканских бальных танцев. В отличии от мамбо, где музыка и ритм гораздо быстрее, а сам танец значительно сложнее, ритм ча-ча-ча средний, не быстрый, но и не медленный. Это делает его доступным для большинства желающих овладеть этим в свое время модным кубинским танцем. Шаги здесь простые и им легко следовать. Партнеры в этом танце как бы флиртуют друг с другом, и, одновременно соревнуясь в ловкости заигрывания, выполняют специфические движения руками и бедрами, так характерными для всех карибских танцев. Интересно так же, что почти все фигуры из мамбо можно станцевать в ча-ча-ча, но далеко не все фигуры ча-ча-ча, можно разыграть в мамбо. Это говорит о большом схожести танцев, но все же ча-ча-ча танец более медленный, мягкий и элегантный.

 

 

Дансон (Danzon) Дансон считается национальным кубинским танцем, но и для Мексики он также типичен.

В 1879 году заурядный оркестр лицея Матансаса (Liceo de Matanzas) сыграл композицию сочиненную Мигелем Фаильде (Miguel Failde), это была первая аутентичная музыкальная мелодия дансона. А вот корни дансона как танца произрастают много глубже, его прародителями можно считать европейские контрдансы (буквально переводиться как деревенский танец), завезенные на Кубу не африканскими рабами, а европейскими переселенцами, и постепенно адаптированные и модифицированные потом уже креольским населением.

Но современный дансон не смог избежать и афрокубинского влияния, хотя здесь его гораздо меньше, чем в других музыкально-танцевальных жанрах Карибского бассейна.

В 20-х годах ХХ века, он продолжает развиваться и формироваться, включая в себя различные кубинские ритмы, и постепенно приобретая современную, известную всем форму.

В начале века дансон был очень популярным, но с появлением мамбо и ча-ча-ча слава ушла от него. Зато теперь музыкальные композиции дансона, могут исполняться оркестрами как классика. Взять хотя бы композицию Артуро Маркес (Arturo Marquez) Danzon №2, исполненную венесуэльским молодежным оркестром под дирижерством Густавo Дудамеля (Gustavo Dudamel) и произведшую фурор на фестивале Proms-2007.

Сейчас дансон известен как медленный и размеренный парный танец, со статичной манерой объятия, похожей на основное объятие в танго. В нем нет таких горячих и специфических движений бедрами, как в других латиноамериканских стилях. Дансон очень спокойный и элегантный танец, подходящий для светских вечеринок или, например, для открытых площадок в парках, где играет оркестровая музыка.

Кумбия (Cumbia) Это танец-история карибского побережья Колумбии, со своей драматургией, уходящей корнями в глубокое прошлое, рассказывающей нам о нелегкой судьбе насильно привезенных черных невольников.

В этом танце причудливо смешались ритмы африканских барабанов, принадлежащих рабам, флейты и свирели местного индейского населения, хореография шагов и наряды от испанских завоевателей. Женский костюм похож на платья танцовщиц фламенко со множеством длинных, широких и летящих юбок, а мужской костюм – белые штаны, рубашка и красный платок, повязанный на шее –очень напоминают одежды праздника Сан-Фермин в Панпломе.

Изначально кумбию танцевали африканские рабы и индейские местные жители на народных гуляниях и празднествах до самого утра. Тогда не было электричества и приходилось использовать бумажные пакеты со свечой и всевозможные факелы, этот элемент в последствии и перенесся в классическую кумбию.

Сам по себе этот интересный и необычный танец представляет собой некие игры ухаживания, где женщине отведена более пассивная роль по отношению к партнеру. Она выполняет плавные и элегантные шаги, но при этом как бы флиртует, задействуя язык своей юбки, благо она у нее почти до самого пола и шириной в избытке. А мужчина тем временем медленно кружится вокруг своей партнерши, как бы ухаживая. В танце часто могут быть задействованы свечи или факелы. Само действо классической кумбии под постоянный ритм барабанов и тонкие голоса флейт завораживает и переносит в эпоху, когда белый человек еще не успел активно вмешаться в культурный мир коренного и негритянского населения.

Сейчас кумбия в своем не классическом виде представляет собой танец вполне в духе меренге или сальсы, только не такой горячий, более спокойный их вариант. И это, несмотря на то, что кумбия, также как многие другие латиноамериканские ритмы и танцы вошли в коктейль сальсы, а не наоборот.

Мамбо (Mambo) Это еще один стиль музыки и танца, родиной которого считается Куба. Мамбо, коктейль из африканских ритмов, латиноамериканских мелодий и джаза, обрел свою популярность в 50-х годах XX века.

Современный музыкальный жанр мамбо свою историю начинает в 1938 году, когда Орестес Лопес (Orestes Lopez) сочинил музыкальную композицию для дансона под названием «Мамбо». Но сам танец для этой музыки был придуман Пересом Прадо (Perez Prado) в конце 40-х, этот союз нового танца и музыки Прадо первым начал преподавать под общей маркой «мамбо». Он вывез мамбо с «Острова свободы» сначала в Мексику, а затем уже в США и конечно же в Нью-Йорк. Он представил свое детище в самом популярном месте среди афро– и латиноамериканских иммигрантов на Бродвее, в танцевальном клубе «Палладиум» (Palladium Ballroom), ставший заповедником музыки латино начиная с конца 40-х.

С появлением мамбо в этом клубе его стали называть не иначе как «храм мамбо», там-то к новому стилю и примешались элементы джаза. Прадо продолжал экспериментировать с этим жанром, применяя новые техники, убыстряя ритм и добавляя новые боковые шаги. В результате этих обновлений чуть позже родится и оформится в самостоятельный стиль ча-ча-ча.

Мамбо удерживал свои позиции модного, популярного танца вплоть до 60-х годов, а затем был сметен новыми, не менее горячими танцевальными новинками: пачангой и бугало. Но стиль сумел закрепиться в мировом сообществе, войдя в программу латиноамериканских бальных танцев. Чтобы танцевать мамбо, нужно быть достаточно выносливым, потому как танец выдержан в очень быстром ритме, не в таком как ча-ча-ча или румба.

Как и в большинстве латиноамериканских танцев, для мамбо характерны специфические движения бедрами и плечами. Это парный танец, который может танцеваться со сцепкой рук, но в большинстве случаев из-за наличия сложных фигур, динамичности и многочисленных поворотов, он танцуется партнерами раздельно. Мамбо очень живой, энергичный и экспрессивный танец, который любили включать в свои фильмы голливудские режиссеры середины ХХ столетия.

Меренге (Merengue) Национальный танец Доминиканской Республики, еще рабами завезенный на остров, к концу XIX века становится поистине народным. В то время люди высших слоев общества очень долго не хотели принимать этого танца: отчасти за его чрезмерный эротизм, отчасти из-за простых, изначально африканских ритмов в музыке. А от части из-за того, что стихи к песням зачастую имели непристойное содержание. В общем, из-за целого набора «простонародных» атрибутов.

С 70-х годов XX века меренга переживает свой «золотой век» и становится культурным событием международного масштаба.

Еще один любопытный факт, заключается в том, что в 90-е появляется неожиданный гибридный танец, который представляет собой смесь хип-хопа с меренгой, и который сразу обретет большое число поклонников среди молодежи. Сам этот парный танец, который в свое время на равне с другими танцами вошел в сплав сальсы, состоит из несложных шагов и при этом непростых маневров бедрами. Партнеры стоят в паре на манер вальса и из этой позиции выполняют различные повороты влево и в право, с постоянной сцепкой руками. Однако существует и манера исполнения меренге, когда партнеры выполняют различные фигуры по раздельности, но все же время от времени соединяются руками.

Пачанга (Pachanga) Этот танец взорвал своей энергичностью и веселым нравом 60-е годы Нью-Йорка. Мелодии, записанные молодыми композиторами пуэрториканцем Чарли Пальмери (Charlie Palmieri) и доминиканцем Джонни Пачеко (Johnny Pacheco) и исполненные оркестрами, заставили влюбиться в эту музыку и танец тысячи нью-йоркских подростков, детей эмигрантов из Латинской Америки.

Ведутся множественные споры о месте происхождения, этого музыкального стиля и танца. Склоняются к тому, что родиной ритмов была Куба, но доподлинно это не известно, да и сам танец там не прижился, оставаясь любимой забавой латиноамериканской молодежи проживающих в США. Парный танец пачанга представляет собой композицию из меренге, сона, мамбы и других тропических ритмов, а позже к ней добавились и элементы ча-ча-ча. Но век популярности пачанги длился недолго, и после короткого, но триумфального шествия этот танец быстро сменился другими стилями.

Сейчас интерес к пачанге, вместе с интересом к латиноамериканским танцам и культуре, снова возрастает и появляется новое поколение поклонников этого зажигательного танца.

Реггетон (Reggaeton) Пожалуй, самый скандальный и провокационный латиноамериканский стиль танца. Из-за очень горячих, чрезмерно похотливых и весьма распутных телодвижений и фигур танца, эмитирующих половой акт, вокруг него давно разыгралась полемика о пристойности реггетона среди консервативно настроенных граждан и защитниками этого жанра. Но как говорится, что для латиноса естественно и органично, то у европейца вызывает бурю негодования и возмущения (разве что испанские мачо «только за!»).

Такая манера танца, как запретный плод, и даже как желание выделиться и показать свою раскрепощенность, привлекает все новых и новых поклонников реггетона среди молодежи всего мира, включая и Россию.

В этом танце самые большие просторы для фантазии и импровизации, все определяется только рамками приличия, хотя это понятие в нашем безумном мире стало уже относительным.

Существует два варианта происхождения реггетона. Одни утверждают, что жанр родился в Панаме в 1970-х, когда делались попытки создать регги на испанском языке. Другие утверждают, что реггетон родился в Пуэрто-Рико в 80-х благодаря музыканту Vico C, исполняющему рэп на испанском. Так же и потому, что с Пуэрто-Рико вышло множество музыкантов этого направления. В итоге стиль музыки представляет собой смесь из ямайского регги, североамериканского хип-хопа и различных пуэрториканских ритмов. Сам жанр достаточно молодой, и свое нынешнее название и мировую популярность приобрел в 90-х годах в США, изначально среди латиноамериканской молодежи, а затем распространился и на остальных.

Поначалу содержание песен носило социальный характер, часто с жесткой критикой общественного устоя, затем все более и более коммерческий.

Можно сказать, что реггетон как музыкальный жанр очень походит на латиноамериканский реп, а стиль танца - коктейль всего чувственного, что есть в культуре латиноамериканских танцев, но доведенный до предела.

Румба (Rumba) Считается, что танец румба родился на Кубе от смешения фламенко, завезенного на остров испанцами, с ритмами африканских рабов. Само слово "румба" испанское, и изначально оно не обозначало ни танец, ни музыку, ни манеру пения, а всего лишь женщину, которая проводит легкую и фривольную жизнь, веселясь и ни о чем не заботясь («mujeres de rumbo»).

Поэтому сначала термин румба был синонимом праздника, как правило проводившегося на открытом воздухе, и на котором собирались все соседи и близкие. Так, все это празднество со всеми его танцами, мелодиями и песнопениями и называлось румбой. В результате этого на Кубе существовало множество танцев, которые назывались румбой, но самые распространенные из них три: ямбу (yambu), колумбия (columbia) – очень живые стили исполнения, и гуагуанко (guaguanco), популярный столичный стиль «Острова свободы», а также самый распространенный и развитый вариант румбы на сегодняшний день.

Позже появляется и салонный вариант румбы, включенный в программу латиноамериканских бальных танцев.

В период первой мировой войны румба проникает в США и становится там достаточно популярной. Затем в 30-е она перебирается в Европу, но уже немного изменившая свой облик – после Нью-Йорка к ней добавились элементы джаза.

Оригинальный кубинский танец румба немного отличается от бального. В нем партнеры танцуют практически не соприкасаясь друг с другом, флиртуя и заигрывая, но выражая это более элегантным способом, чем в некоторых других карибских танцах. Хотя, в общем можно сказать, что кубинская румба веселый и быстрый танец. В салонном же варианте движения более плавные и медленные, а многие шаги взяты из дансона, что добавляет этой манере румбы романтичность и европейскую сдержанность. Но оба варианта танца исполняются с характерными для карибских ритмов (меренге, ча-ча-ча или мамбо) движениями бедер, с близкими объятиями и поворотами плеч и взмахов руками.

Сальса (Salsa) Карибский танец, который по популярности из всех латиноамериканских танцев давно обогнал танго, не говоря уже о самба, мамбо, ча-ча-ча. Теперь можно смело заявлять, что прокатившись по Америке 60–70-х, затем по Европе второй середины 90-х, сальса-бум докатился и до России.

Все хотят уметь танцевать сальсу, потому что этот танец подходит как для соревновательных площадок, так и для клубной вечеринки, да и вообще для любого места, где звучит музыка.

Если вы умеете танцевать сальсу, то не пропадете ни на одной вечеринке: будь-то латиноамериканская, карибская, американская, испанская или теперь уже русская. И неважно, какой версии, происхождения самого термина «сальса» вы придерживаетесь, потому что их существует огромное множество: на это право претендуют и кубинцы, и колумбийцы, и пуэрториканцы, включая нью-йоркскую ветвь от эмигрантов с Пуэрто-Рико.

Важно знать одну главную вещь: в основе сальсы лежит кубинский сон (son cubano). Это музыкальный афро-кубинский ритм восточной части «Острова свободы», завезенный с африканскими рабами еще в XVI веке. Но в полную меру его интерпретации стали использоваться в праздничных карнавалах Кубы с конца XIX – начала XX века. Постепенно к этому ритму добавлялось и примешивалось множество других латиноамериканских (мамбо, бомба, ча-ча-ча, кумбия, балеро, гуарача в большинстве случаев едва различимых неискушенным слушателем) и североамериканских (джаз, соул) мелодий.

До сих пор музыканты продолжают играть с различными вариациями на музыкальную тему сальсы. Существует множество вариантов и стилей танца сальса, каждая из которых имеет какие-либо различия в мелодиях, тактах и движениях, женских и мужских партиях.

Первая и самая популярная, в силу своей доступности – это собственно кубинская сальса (salsa cubano). Простой народный стиль, исполняющийся по кругу со множеством поворотов, достаточно скромной женской партией, тогда как на мужчину накладывается большая ответственность при ведении партнерши (хотя по сути во всех стилях сальса мужчина ведет). Здесь в основном партнеры танцуют с постоянной сцепкой рук.

Другой стиль сальсы Нью-йоркский (Estilo New York (Mambo On2)), основанный во торой половине 60-х, выходцем из эмигрантской семьи с Пуэрто-Рико, Эдди Торресом (Eddie Torres). Эти сальса-композиции по музыке представляют в основе своей смешение афрокубинскх мелодий с джазом и основаны на американском мамбо 50-х. В этой школе сальса линейный танец с более отточенными, медленными и элегантными движениями, где много внимание уделяется пластике рук партнерши.

Еще один линейный стиль сальса, рожденный в Соединенных штатах – это лос-анджелесский стиль (Estilo Los Angeles (Salsa On1)). Он основан в 90-х годах братьями Франциско, Луис и Джонни Баскес (Francisco, Luis, Johnny Vazquez) в Лос-Анджелесе. Этот стиль достаточно агрессивный, сильный, виртуозный и более похож на спортивное состязание, где главным является продемонстрировать свое подготовленное тело и профессионализм. Здесь больше чем в нью-йоркском стиле примешено множество элементов из джаза, танго и акробатики.

Четвертая школа пуэрто-риканской сальсы (Estilo Puerto Rico (Salsa On2)), рожденная в народе в бедных кварталах, таких как Ла-Перла (La Perla), и популяризированная Папито Хала Хала (Papito Jala Jala) в 60-х. Этот стиль очень похож на нью-йоркскую школу, с небольшой лишь разницей в тактах и шагах, но танцуется он все с той же элегантностью и плавностью.

В итоге, на сегодняшний день сальса знакома как очень живой, ритмичный, парный и достаточно контактный танец, с энергичными и специфичными движения бедер, так характерных для танцев Карибского бассейна, и плеч (в некоторых интерпретациях сальсы могут использоваться и сложные акробатические трюки). С другой стороны, это удивительный культурный феномен, призванный представить новое поколение Латинской Америки всему остальному миру.

 

Новинки 2019 года