Культура, фольклор и хореогафия народов Дагестана

I'

Предыстория танцевального искусства Дагестана, Реликтовые формы г жанры" основывается на данных в материалах, возводящих воссоздать аволвдионный дуть дагестанского танцевального искусства.

. В современной своем бытовании дагестанская хореографа пред-

ставляет собой сложное сочетание глубоко архаичных форм танца с формами пластически развитого, устоявшегося искусства. Это сосуществование столь разных по лексике и структуре форм так.^ - одна из броских черт дагестанской хореографии. Изучение дошедших до настоящего времени памятников материальной культуры таких, как культовые статуэтки эпохи раннего железа или каме пне рельефы средневекового Дагестана, позволяет некоторым с'разом реконструировать отдельные элементы танца. Они удивительно похожи на те элементы (к примеру, положения рук в танце женщины), которые бытует на сой день. По изображениям мужских фигур (кубачинские и уркарахские рельефы) можно о уверенностью судить о несомненной традиционности танцевальной культуры дагестанцев.

Дагестанская танцевальная культура включает в себя целый комплекс ритуалов, в прошлом связанных с различными верованиями, которые цредставлязг собой синкретические формы народного искусства. Такое переплетение музыкально-ритмизированного начала, элементов танца и словесного компонента достаточно характерно для целого ряда обрядов у аварцев г народностей аварской группы, даргинцев и кушков, ритуала проводов и встречи невесты у кумыков, траурного ритуала у кумыков, обрядовых действ весеннего цикла у лезгин, табасаранцев, рутуэгьцев и народов лезгинской группы. Будучи реликтами былых синкретических форы искусства, подобные действа и по сей день аккумулируют в себе многие элементы фольклора. Например,. обрядовые плясы сопровождаются ритмизированными приговорами или куплетами, содержащими обращение к могущественным силам природа таким, как Бечед у аварцев. Тут, Пару, Яр у лезгин, Земире у кумыков и т.п. Как правило, такие танцевальные действа не имеют музыкального сопровокдзния, ч з свидетельствует об

их архаике. Обращение к различным богам, местодействие большинства обрядовых действ, сам кинетический строй позволяет видеть в них действа, связанные с доцусульманскшли верованиями древних дагестанцев. Так, у ь_родов Кйного Дагестана отчетливо прослеживаются черты зороастризма, нашедшие отражение и в весенних обрядовых хороводах - это танцы вокруг костра, пршш через огонь, " похищение" огня из домов и т.д. Для многих других народов характерно проведение обрядовых действ в ущельях, у водопадов, на горных плато, у горных рек и озер, что позволяет видеть в них черты сак-ральности. Хореографическая структура подобных действ., как правило, несложна, и в лексическом плане небогата. Элемент танца здесь служит для усиления архитектоника всего обряда. Воздевание рук, резкие, отрывистые скачки в сочетании с возгласами - одним словом, необычное сочетание отдельных элементов, не характерное для. танцевального обихода - вот те лексико-выразительные средства, которые используются в обрядах вызывания доздя. Кружение вокруг костра ели его имитации, состроенное на односложных шагах с подъемом рук над головой характерны в основном для действ, предназначенных как приветствие, солнцу, весне, теплу, расцвету растительности..

Примечательной чертой большинства дагестанских плясовых об- . рядовых действ является исполнение их только аенщинами, в чем усматривается их яркая традиционность 2 давность.

Особую категорию ритуально-обрядовых действ составляют те из них, которые предположительно могли возникнуть в средневековый период Дате отава - период консолидации его племен в народов.Сред-нэвековье явилось временем наиболее интенсивных войн не только с внешними врагами, но и с местными феодалами. Так называемым горным, союзам племен яян общества» приходилось противостоять и тем :

и другим, будучи всегда готовым к отражению атаки. Это наложило определенный отпечаток и на духовную культуру горцев. Полевые изыскания позволили выявить целый цикл действ, связанны.: с военно-спортивной подготовкой мужчины-горца. Помимо общих военных навыков (умение владеть оружием, держаться в седле) в разряд тренировочных упражнений входили танцевально-ритми:. званные приемы. , Таким образом достигалась координация двияениГ ловкость и сила. Особенно ярким примером этому могут служить воинственные ритуальные действа багулалов (сс.Хуштада, Кванада Цуыадинского района) аварцев (со. Салта, 1униб, Чох Гусинского района), даргинцев (сс. Харбук, Уркарах, Кубачи Дахадаевского района), лезгин (с.Ахты Ахтынского района). Фактически классические формы подобной подготовки приобрели они в'с.Кубачи. Цикл установленных действ так называемого "союза неженатых" ("гулала- аку-букон") разыгрывался как своего р~да смотр готовности молодых кубачинцев к военным действиям. Танцу, как таковоцу, в нем отведена совершенно определенная роль: координировать все действия. Танец "аскайля" -дословно, танец военного отряда - является тоьу примером.

Анализ приведенных образцов, как наиболее ранних форм бытования дагестанского танца, позволяет увидеть и воочию убедиться в существовании уникальных форм, дошедших до современности. Это, редкая по своей хореографической основе, пластика аварского танца "Ай-тая", интересные по своей архаике аварские и даргинские танца о элементами хореографии в структуре магических обрядов ■вызывания доядя, своеобразные по структуре и пластике хороводы лезгин и табасаранцев', (связанные, по всей видимости, о магией солнечного культа), это необычные элементы танца в структуре кумыкского траурного ритуала, создайте м эобразную архитеето-

нику всех связанных с ним действ.•Особую категорию, в которой мы г склонны видеть жанровую разновидность дагестанского танца, явля- , ют собой танцы в ритуалах воинственного характера, дошедшие до нашего времени © вн. ;а элементов мужского сольного танца. Сравнительный анализ всей обрядово-ритуалькой пластики свидетельствует > о глубоком генетическом родстве всех народов Дагестана.

Глава II "Хореографическое искусство народов равнинного Дагестана, Кушки" основывается на полевых материалах по народной хореографии кудаков как носителей особого типа танцевальной культуры по сравнению с горской. Культура кумыков складывалась в основном на равнинной части Дагестана,; которая явилась ареной взаимодействия многих темен и народов. Тем не менее данные материальной и духовной культуры говорят о ее ярком самобытном облике и традиционности. Танец в структуре свадьбы, вечеринки или молодежной игры кумыков несет в себе достаточно выразительную и эмоциональную нагрузку, что отразилось и на отношении кумыков к танцу. Хорошо танцупцие мужчина и, особенно, женщина - эстетический идеал и пример для подражания. В этой связи в среде, в частности, северных кумыков издавна выработался неписанный кодекс правил поведения во время совместного парного танпд, ставший нормой, для всех. Он заключался в порядке приглашения, продолжительно ста и окончания танца с партнером. Помимо этого регламентировался сам строй танца. Например, танец молодых мужчин по выразительной лексике йог отличаться от танца пожилых, так как включал более сложный комплекс движений s приедав. Танец женщин также шал свои характерные черты и нюансы: молодая девушка не могла танцевать раскованно и свободно, в то время как зацужшг или поятаая могла привнести в свой танец большее количество движений, часто меняя по-

жжение рук и тип хода (прямой, боковой, или ход о переступанием, припаданием и т.п.), Таким образом, если танец мужчины состоял из резких, мужественных движений, то женщина плавно скользюп "плыла" во время танца. Тому соответствует и ряд терминов. Характеризуя цужской танец, кумыки говорят: талашип (танцевать подчеркнуто резко), атылып (делать прыжковые движения) тов-тъун уруп (стать на колени), бармакнн учунна бийимек (танцевать на носках). Когда речь идет о танце женщины, в народе говорят: уйвп (парить), ёргалап (скользить), кьучагъын яйип (танцевать, раскрыв руки) и т.п. .

У кумыков издавна сложились и локальные стили исполнения одного общекумыкского танца "бийив" (так называемой кумыкской лезгинки). Это усматривается в танцевальной осанке, типе хода, комплексе наиболее сложных, технологически трудноисполнимых движений. В зависимости от ареала бытования, различаются варианты исполнения тех или иных вращательных пальцевых и коленных движений и приемов, которые особенно характерны для танца душков в ареалах соприкосновения с гррской танцевальной культурой. Это объясняется неизбежным взаимопроникновением элементов лексики и манеры исполнения.

Кумыкам присущи и жанровые разновидности хореографии. Это в основном те' форлы, которые бытуют в предгорной части территории кумыков. Как правило, такие формы хореографии коллективны. В средней Кумыкии в сс.Эрпели, Карабудахкент, Гедди и др. бытуют красочные величальные танцевальные действа, посвященные приезду невесты в свадебном цикле. Под названием "Халай-халилей" они исполняются под многоголосый хор мужчин. В плане лексики они несложны и состоят или в пританцовывании на месте с поднятыми над головой руками (в знак радости), или в кдоении вокруг невесты с исполнением

куплетов, прославляющих ее достоинства. Имеется и рад вариантов. В древнем о.Тарки невесте группой женщин - родственниц жениха' поются хвалебные дуплеты. Танец исполняется не под хор, а 'чередуется о куплетами.

Примечательная общекушкская игровая песня-пляска "Сюйдум таяк", Исполнявшаяся среда вечершочных игр молодежи, она являлась достаточно выразительным подтверждением былого свободного общения молодежи, характерного для доисламйсих верований в Дагестане. Именно в этой танцевальной игре могли возникнуть симпатии молодых лвдей, так как в ней появлялся атрибут-палочка (сюйдум~ таяк) как символ выбора партнера. Этот же атрибут bi 'opa издавна является главным в свадебном торжестве, когда он передается oí партнера к партнерше (г далее по цепочке) во время приглашения на танец и окончания танца. Эта традиция 'характерна лишь для ку- . шков.

Изучение жанровых явлений в кумыкской танцевальной культуре выявило пляски гротескового порядка, которые особенно распространены у кумыков предгорной зоны - серединных кумыков. Эти явления, широко распространены н поныне в таких селениях как Параул, Гел-ли, Дургели, Кака-иура.Помимо ряаения встречается нанесение ритуального грима, например, сильное крашение щек и бровей у женщин, которых отправляют sa невестой. В этих га селениях а до сей день бытует переодевание родственников жениха о цадьв развлечь гостей. Эти опытные народные вйоельчаки, часто подражают повадкам животных и зверей (в чей иного общего с горской культурой Дагестана). Зачастув, они представляются парой, танцувдай лезгинку, пародируя кого-либо из гостей. Этих дядей в народе кванваит "до-ммай-яар" — шуты.

Кушки танцевали и танцуют под множество мелодий лезгинки, имеющих в своей основе двухдольный ритм - две четверти. Народные музыканты - знатоки танцевальных мелодий насчитывали; около 20 вариантов кумыкских лезгинок. Вместе с тем, четкий, мерный ритм у кумыков всегда поддерживался на свадьбе громкими хлопкашд "о только сильным барабанным боем. Все это создавало праздничную,-торнественную атмосферу, желание танцевать подтянуто и красиво. Характеризуя в целом художественную основу кумыкского танца, надо подчеркнуть следующее. Кумыкская лезгинка бийив как основная ("чистая") форма отличается рядом качеств, свойственных развитой хореографической культуре. Несмотря на то, что у кумыков нет прямого контакта fio время танца (взятие за талию, за руки, за плечи), кумыкский парный танец можно по праву назвать дуэтным вследствие-его кантиленности, четкой взаиыосвязанности всех движений партнеров даже п^л быстром темпе.

~ Отличительными чертами кумыкской лезгинки - бийив, является: композиционная четкость, ярко вы]Й2внная манера исполнения (сильная, мужественная у мужчин, спокойно^горделивая у женщин), сложный рисунок (круг, диагональ, спираль, прямая) разнообразный тип шагов (односложный, двусложный, шаг о затактом и др.), двухдольный ритм танца (2/4), н юансировка положений рук в женском танце, мужское солирование в большинстве вариантов.

Кумыкская хореография со временен обогатила свою танцевальную культуру новыми формами и содержанием. Но во многих типичных своих чертах кумыкская хореография сохраняет глубокую традиционность, основываясь йа народно-самобытных качествах древнего искусства.

Глава Ш "Традиционная хореографическая культура дагестанских горцев"' посвящена анализу форм, жанров и структуре художественно-выразительных средств аварцев, даргинцев и лакцев.

Аварцы - сами~ многочисленный народ Дагестана. Под культурой этого народа надо подразумевать культуру не только собственно аварскую, но и культуру прилежащих к ней малых народностей и этяогрупп, входящих в так называемую андо-аваро-дддойсцую группу. Возможно, вследствие этого факта мезду материальной и духовной культурой этих народов имеется много схожих .черт, в частности, и в танцевальном искусстве.

Для аварцев и народностей этой группы в основном характерна парная форца, собирательно называемая лезгинкой, но на местных языках звучащая как: "кьурди" (аварцы), "кьибдил" (андийцы),, "кьебер" (ахвахцы), "кьар" (тиндинща, хваршинн, багулалы), "возу" (чамалалы), "лбисо" (кадучинцы),. "лъач" (дцдойцы). В радиусе влияния сложившихся в Средневековье бывших вольных обществ Ги-датль, Авдалял, Келеб, Ахвах и др. наряду с популярным у всех народностей аварской группы танце^парной лезгинкой, существуй: . и совершенно иные, еще не вытесненные ею старинные т'анвд, в каким, несомненно, относятся "каш", "чолоб", "рисор", "к1анц1ураб", "гьидирол" (Советский район), "сала", "воху" ( Цумадинский район), "годо рисацци" (Гункбский район). Поэтоцу в процесса изучения танцевального материала аварцев приходится сталкиваться либо с большой вариационностью лезгинки как основного фонда танцевальной культуры аварцев, либо о видовым, разнообразием танцев. Отсюда можно заключить, что у аварцев бытуют два типа танцев: традиционный местный в лезгинка как . сравнительно новый танец для окраинных шш высокогорных селений Дагестана. В целой, лезгинка

является основным танцем собственно аварцев.

В основе всех ее вариантов лежит круговое движение и- двухдольный музыкальный рж: т. Главной особенностью лезгинки аварцов является ее видоизменявшаяся лексика, где элементы сильно варьируются. Это особенно заметно в танцах высокогорных районов: Цун-тинском, Советском, Цумадинском и Тляратинском. Отдельно характе-' ризуя цужской и женский танец аварцев, нужно подчеркнуть в цуж-ском танце твердую постановку корпуса. Он состоит из большого числа силовых, ударных движений, множества трудных по исполнению приемов, делан;цих мужскую партию лезгинки остро выразительной, яркой. • - "

Женский танец по-своецу сложен своей неприметной пластикой, органичностью, что выражено в массе мелких сдвоенных шагов, раз- -личных, положениях рук и корпуса, что особенно характерно для танца чамалинок и тиндинок (ЦушдинскиЙ район), цуктинок. (Цунтин-ский район), женщин Ахртхского (сс.Карата, Арчо) и Гергебильско- ' го (с.Маали^ районов, женщин Советского района (с.ГЬор, КахшЗ, ' .Урада). На основе ппхевых изысканий можно заключить, что хореография аварцев является: развитым и" глубоко :рздицконным искусством.

. Даргинцы - второй по численности народ Дагестана, .проживаю-, ; дий в отличие от аварцев не только в глубинных горных районах (Дахадаевском, Яевашнском), но и в предгорных районах республи- , ки (Аву1 иском, Сергокалинском, КаЙтагском). Наиболее удаленным от равнинной зоны является ДахадаевскиЙ район, в ко.зром сооре-. доточены самые самобытные образцы танцевальной культуры даргин- ; цев. -.V'-- : ' • ; . "... : . '•. .

_ Для даргинцев характерны как парные,, так и групповые или: шссовне танцы, в чем и состоит особенность даргинской хореогра-

• It.

фии. Причем эти групповые танцы, в основном^ характерны дня глубинных районов, также как и ряд особо архаичных обрядовых танцев, спорадически испс ошемых, например, в Дахадаевском районе. Исследования, проведенные в селениях так называемого Кубачиноко-Даргинского нагорья, показали наличие 'в данном ареале своеобразных типов хореографического творчества. Они несут в себе черты глубокой преемственности и достаточно яркой архаика, что отчетливо проявляется в.лексико-пластической стороне этих исконно народных танцев. Исходя из сравнительного анализа, можно указать на то, что в наиболее древнем пласте хораorpaüL j-обрядовых плясках у даргинцев выявлены параллели о аварцами*. Полевые материалы также показывают, что в предгорных районах преобладает больше парная форма "дельхь", в т- время как в горных районах даргинцев можно встретить сочетание этой формы с коллективными формами, к которым в первую очередь относятся танца типа "Ляяр", Этот тип танца широко распространен в Дахадаевскоы района и отчасги в -арной полосе КайтагсЕого района. Несмотря на то/что здесь различаются и вариационные черты, в ' .долом облик этого таща выглядит дбстаточ-но четким. Танец типа"tIühj/'наиболее интере сен в'селениях Хуршна и Мнрзаты. Его здесь называют "хула г1яяри - большой танец, так как в нем участвует до 40 человек. Этот танец является своего рода' завершалцш свадебным танцем и носит, веселый жизнерадостный характер. Его особенность сострит в том, что цужчины и женщины выстраиваются рядами, причем сдан рад может состоять иногда • только из участников одного пола в количестве 15-20 . человек. * Примерно в тактов музыки участвушще исползают: на месте движение "кьоз-хьоэила" - движение типа падебаска о легким подскоком на места. Руки на каждое первступанив поочередно поднимаются вверх

и опускаются вниз, описывая полукруг. Здесь пополняется движение пк1ук1 т1ях1ла" - присядка. Могно заключить, что это сакый тесовый танец, не имеющий залогов ни в горном, ни в равнинном Дагестана. Исполняемый в умеренно-быстром теше, с повтором попеременно всех фнгур, этот танец самобытен в силу своей архитектоники и необычной для народов Дагестана особой выразительной лексики.

Бытовые или светские танцы даргинцев представлены, в основном, такими форыаш, как"Ъельхь"- парным тыцем, по типу восходящим к обще дате станской лезгинке, "г1яяр база" зли "хула г1яяр" -кассовым (или групповым) танцем, го типу восходящи к древни -танцам, на ткщем аналогов в £-гестанэ, "ахьуван дельхь" - парным танцем, зосходящш по содерканию я семантике к древптод культовым танцам, групповыми женскши танцами. Парный танец "дались", ■ в Кайтагском района называемый "база", внутри района тлеет сбои варианты и разновидности. Это нашло свое выражение в лексике, в частности, цугсвого та^ла (акробатические приемы, трюки). К яан-ровш разно-тдностям даргинской хореографии можно отнести свадеб- ,. . ееэ шуточные танцы - оттенком гротеска (сс.Санчи, Ашты, Ицари)..;' • Характеризуя выразительные средства даргп^кпх танцев, надо ука- ' зать на большое тримененне присадочных движений, особый технологически сложный женский ваг (ход), структурно отличный от хода других аешдан-горянон, в, чем видятся сагюбнтные черты дарганского танца.. ■ -• . ; .'. •

Лакца по численности занимает четвертое шсто ~ Дагестане и .расселяются в двух районах: Лахскш и Кузшнскш, которые 'находятся в центре горного Дагестана. Такое местоположение во многом способствовало' слогению в этом ареале довольно самобытной куяьту-

В традиционном свадебном ритуале лакцев танец играет едва ли не первенствующую роль, прекрасно связывая мезду собой отдельные эпизоды свад бы, составляя своеобразный рефрен к ним. В этом своем предназначении танец, как и сам свадебный ритуал, остается верным народной традиции. '

Традиционное хореографическое искусство лакцев включает в свой арсенал как общие для всех горцев формы, так и свои, национальные, глубоко специфичные. Черты самобытности также заметны ь в технологических приемах, отдельных движениях, танцевальной . . осанке. Полевые материалы, собранные в :аких селениях как Вихли, Кули, Кая, Хосрех, Цовкра, Вачи (Кулинского района), Куэдух, Куба, Куш, Курклн (Лакского района), Балхар (Акупшнского района) позволяют заключить, • го среди типично лакских танцев особой популярностью пользуется танец "ньиссу" (танец-присядка) . Этот танец известен в селениях обоих ла1«5ких районов.; Он имеет свою мелодию. Синкопированный ритм танца позволяет танцующим проявит'' свое исполнительское, искусство, музыкальность. Классическим вариантом "кьиссу" является вариант, исполняемый в с.Кумух, старинном селении, ныне районном центре Лакского района. Сравнивая этот танец с другими горскими танцами надо заметить,, что, как правило, движения цужской и женской партии совпадают, начиная с первой фигуры танца. Разница лишь в том, что женский танец более эмоционален, чем мужской.

Вариантом этого танца можно назвать танец "кьасса кьавтавуи, исполняемый в Цулинском районе в селениях Хосрех, Вачи,. Кая, Суы-батль и др. Примечательными здесь являются многократные вращения плечом к плечу сначала в одном направлении, затем в другом (всего 8 тактов). Эти вращения совершаются на очень легком воздушном

шагэ. Исходя из технологических особенностей танца "кьиссу", его трудно отнести к типу лезгинки, несмотря на похожий музыкальный размер - две четверти, ^тот танец имеет определенный, четкий ритмический рисунок, отличный от лезгинки, свои, лишь ецу свойствен- . ные положения рук и манеру исполнения.

Так же своеобразен танец "чаргу", который любят исполнять в основном молодые парни и девушки. Он часто исполняется на свадьбах. "Чаргу" - живой и технологически сложный танец. Он носит шуточный характер, так как его танцуют под песню, в которой говорится о том, как надо танцевать " чаргу". В исполнении этого тапьд ценится собранность и мастерств' танцующих. Здесь много сло^.лд: синкопированных притопов, подбнвок, быстрых переборов. Все они ■часто чередуется с прыжками. Особая технологическая сложность вит дится в быстрой. смене положений рук, как бн закрепленных за каждым новым движением ног. В "чаргу" женщины ни в чем не уступают мухчинаи, исполняя саиа- виртуозные приемы.

Наиболг интересной жанровой разновидностью является танец ■"гиргичи", исполняема в с. Кули. Танец можно считать'акробатическим, так как здесь можно прямо указать на элементы циркового но-,, нуссгва. Например, цредде чем начать танац, .некоторые юноши этого селения делают несколько кульбитов. Это служит показателем ловкости и мастерства. Сам состав участников тоже необычен а свойстве jh лишь для данного селения. Так, юноши ставят себе на " : плечи пальчиков, девушки - девочек я с ними должны протанцевать танец типа "кьиссу". Примечательной чертой лакского танцевально- . го искусства является достаточная развитость я сохранность тан- ■. цевальной терминологии. Наличие таких терминов как "кьиссу" (присядка), "таргу" (цршии), "уран" (поворот вокруг себя) сви-

лз.

детельствует о закрепленности их за определенными движениями. Это тоже свидетельство традиционности лакской культуры.

Влесте с тс . на основании изучения атих образцов можно заключить, что лакская хореография - пример не только глубокой традиционности, но и развитости танцевального искусства. Этот вывод вытекает из анализа структура выразительных средств лакской хореографии. В сравнении о образцами хореографии других горцев Дагестана, лакская хореография обладает большим числом форм и жанров.

Присутствие в лакской хореографии элементов царка - можно отнести к примерам обогащения народного 1лща приемами других видов искусства й народного спорта, что также надо считать давней традицией хореографического искусства лакцев." .

Глава 1У, "Хореографическое искусство народов Южного Дагестана". Южный Дагестан - ареал давнего проживания многих народов, народностей и этнических групп, исторические судьбы которых тесно переплетены и нерасторжимы. Это так называемые народы "эзпшекой группы, в которую входят лезгины, табасаранцы, рутульцц, цахурц, агулы и ряд мелких этнических групп и народностей. Заключая в себе множество черт, роднящих хореографию этих народов с общедагестанскими танцевальными формами,-хореографическое искусство имеет и ряд характерных особенностей, выделяющих его в отдельный, своеобразный тш танцевальной культуры. Примечательно разнообразие свадебных лирических танцев, шептщх свои названия, строго сохраняемые народом по рей день. Соответственно с этим строится и вся технологическая сторона лезгинской хореографии, имеющая в своей основе более мягкий пластический рисунок, исходящий из самих (чаще лирических) танцевальных мелодий, В свою очередь, эти музыкально-танцевальные мелодии можно классифицировать по

приуроченности к отдельным календарным празднествам, с которыми связаны многие танцы, песни, игры. Кроме того, в црошлом веке и еще в начале Еынеинего существовали специальные мелодии для танцев, посвященных фауне и флоре. Пластическая сторона хореографии народов Юаного Дагестана такае весьма своеобразна. С одной стороны - это строгая сдержанность осанки, ограниченность движений рук в преимущественно старинных танцах (у лезгин, табасаранцев н агулов), с другой - раскрепощенность, ,годв*аность в сравнительно "новых" танцах азербайджанского типа. Изучение пространственного рисунка показало, что в зависимости от жанра исполняемого тахг-д он заметно изменяется. В среде - .-вдого' из народов этой груш-! при наличии родственных форм хореографии таких, гак "авар-кавха" ■ (лезгины, табасаранцы) имеются и свои самобытные формы культуры.. . Это "дурна" - (журавлиный.танец) у лезгин и рутульцев , "кьатар" и • "маска" у лщуров и рутульцев, которым присущ яркий колорит шно— дагестанской культуры. •

В планг . особого разнообразия форм привлекает хореографнче- ; - , •сков искусство стар: шого культурного центра Езяого Дагестана лезгинского с. Ахты.Здесь так за, как у к^..аков в Северном Дате- ■ стане, издавна в"работапся свой кодекс правил проведения свадебных танцев и этикетных нора з танцевальном обиходе. Это отразилось:'.';.,. на манере лезгинок, которая сильно отличается от манера женщин ••'...'•, других с тений, в то время, как для.мужской манеры фактически . . всех народов! ареала, присущи черта теыпераиентного исполнения со >;: множеством прыжков, коленных вращений, резких силовых движений. ' Из старинного пласта танцев ахтшщэв выделяется парный медленный л танец "рше-пьугь", групповой, очень быстрый "Авватар", умеренный девичий "ойдух". Каждый из них имеет свой неповторимый облик.'

Эти танца не инею аналогов в Дагестане. Интерес представляет старинный лезгинский хоровод "ялли яр", заключающийся во вращении по кругу под ;уплеты песен. Он приурочивается к весеннему циклу праздников. У лезгин, табасаранцев и рутульцев имеются похожие по лексике и выразительной пйэ^тике танцы-хороводы, у которых есть, как правило, ведущий или ведущая. Этот тип хороводов, исходя из изучения его пространственного рисунка, можно возвести к древним хороводам астрального типа, так как в среде народов лезгинской группы в фольклоре, песнях и танцах по сей день ощущаются следа верований в покровительства небесных светил: Луш, Солнца, звезд. Это, по всей вероятности, нашло отражение в рисунке танца. Так, по усмотрению ведущего вычерчиваются различные геометрические фиг^ы. Для хороводов этого типа характерна замедленность темпа, ограниченность пластики и т.п. В среде народов данной группы широко распространены подражательные шшски. Это танцы под "козла", "медведя", "волка" н т.п., что можн** отнести к'жанровым разновидностям хореографии народов этого ареала,

Народа Южного Дагестана территориально граничат с Азербайджаном. Часть цахуров, лезгин и рутульцев живет на' его территории. Как следствие, наблюдается интенсивное проникновение музыкально-танцевальной культуры Азербайджана. Особенно данный факт повлиял на музыку. Так, зачастую на свадьбах местные танца исполняются под популярные мелодии, занесенные извне. Надо отметить, что в целом имея дагестанский облик, хореография народов Хкного Дагестана несколько тяготеет к иузыкально-танцевадьной культуре Закавказья.

В заключение диссертации дана характеристика всего рассмот-

ранного материала. Основным выводом, вытекающим из анализа традиционных форм многонациональной хореографии Дагестана и ее образ-но-ныразительной стру: -уры, является вывод о генетическом родстве всех танцевальных форм, цри всей самобытности хореографии Да- . гестана в сравнении с хореографической культурой народов Кавказского региона. Определены главные черты и специфические особенности танцевального языка и пластики. Дан краткий обзор народно-сценического творчества, хотя в рамках диссертации эта тема специально не затрагивабтся. Автором делается заключение о недостаточном использовании народной хореографии в сценической прак лке как древнего и уникального фен^ге



Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/dagestanskaya-narodnaya-horeografiya#ixzz41dBFBZb9

Народы Дагестана[править | править вики-текст]

До 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами либо считались лезгинскими племенами.[40][41][42][43][44].

Коренными малочисленными народами Республики Дагестан Госсоветом Дагестана в 2000 году официально установлены только 14 народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты,табасараны, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы[45].

Кроме этого в юго-западном Дагестане (Западном «горном Дагестане») проживают ещё 14 народностей, которые официально в переписях выделяются как этнические группы в составе аварцев[46]: андийцы, арчинцы,ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы.[47]. Также в составе даргинцев выделяются родственные им кайтагцы и кубачинцы[48]. В южном Дагестане также компактно проживают горские евреи.

По мнению Энвера Кирсиева, ряд малочисленных общностей, считавшихся по переписи 1926 г. группами лезгин (табасаранцы, рутульцы, агулы и цахуры), в переписи населения 1959 г. получили статус отдельных национальностей. Также он считает, что 13 самостоятельных в языковом отношении этничностей андо-цезской языковой группы (андийцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы,дидойцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалалы) и одна группа с языком лезгинской языковой группы (арчинцы) был и отнесены к аварской национальности. Точно так же ранее самостоятельные группы кайтагцеви кубачинцев тогда же были отнесены к даргинцам[49].

В Дагестане нет т. н. титульного народа.

Языковые группы народов Дагестана[править | править вики-текст]

Основная статья: Дагестанские народы

Народы Дагестана говорят на языках четырёх основных языковых групп.

На языках нахской и дагестанской ветвей нахско-дагестанской языковой семьи говорят следующие народы (численность в Дагестане):

  • Аварцы, андо-цезские народы и арчинцы — 496,1 тыс. чел. (27,5 % от населения Дагестана, 1989 г.), 758,4 тыс. чел. (29,4 % , 2002 г.), 850,0 тыс. чел. (29,2 %, 2010 г.)

  • Даргинцы, кайтагцы и кубачинцы — 280,4 тыс. (15,6 %, 1989 г.), 425,5 тыс. (16,5 %, 2002 г.), 490,4 тыс. (16,9 %, 2010 г.)

  • Лезгины — 204,4 тыс. (11,3 %, 1989 г.), 336,7 тыс. (13,1 %, 2002 г.), 385,2 тыс. (13,2 %, 2010 г.)

  • Лакцы — 91,7 тыс. (5,1 %, 1989 г.), 140,2 тыс. (5,4 %, 2002 г.), 161,3 тыс. (5,5 %, 2010 г.)

  • Табасараны — 78,2 тыс. (4,3 %, 1989 г.), 110,2 тыс. (4,3 %, 2002 г.), 118,8 тыс. (4,15 %, 2010 г.)

  • Чеченцы — 57,9 тыс. (3,2 %, 1989 г.), 87,9 тыс. (3,4 %, 2002 г.), 93,7 тыс. (3,2 %, 2010 г.)

  • Агулы — 13,8 тыс. (0,7 %, 1989 г.), 23,3 тыс. (0,9 %, 2002 г.), 28,1 тыс. (1,0 %, 2010 г.)

  • Рутульцы — 15,0 тыс. (0,8 %, 1989 г.), 24,3 тыс. (0,9 %, 2002 г.), 27,9 тыс. (1,0 %, 2010 г.)

  • Цахуры — 5,2 тыс. (0,3 %, 1989 г.), 8,2 тыс. (0,3 %, 2002 г.), 9,8 тыс. (0,3 %, 2010 г.)

Кроме Дагестана, дагестаноязычные народы (аварцы, ахвахцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, удины, цахуры и хиналугцы) проживают ещё и в Азербайджане.

На языках тюркской группы алтайской языковой семьи в Дагестане говорят:

  • Кумыки — 231,8 тыс. (12,9 %, 1989 г.), 365,8 тыс. (14,2 %, 2002 г.), 431,7 тыс., (14,8 %, 2010 г.)

  • Азербайджанцы — 75,5 тыс. (4,2 %, 1989 г.), 111,7 тыс. (4,3 %, 2002 г.), 130,9 тыс. (4,5 %, 2010 г.)

  • Ногайцы — 28,3 тыс. (1,6 %, 1989 г.), 38,2 тыс. (1,4 %, 2002 г.), 40,4 тыс. (1,4 %, 2010 г.)

На языках славянской группы индоевропейской языковой семьи в Дагестане говорят:

  • Русские (включая терских казаков), украинцы, белорусы — 175,4 тыс.(9,7 %, 1989 г.), 124,3 тыс. (4,8 %, 2002 г.), 104,0 тыс. (только русские, 3,6 %, 2010 г.)

На языках иранской группы индоевропейской языковой семьи в Дагестане говорят:

  • Таты и горские евреи (таты-иудаисты) — 16,6 тыс. (0,9 %, 1989 г.), 1,9 тыс. (0,1 %, 2002 г.), 0,5 тыс. (только таты, 2010 г.)

Источники:Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. К ним относятся: аварский, агульский, азербайджанский,даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, русский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки

 

Население районов и городских округов[править | править вики-текст]

Численность населения административных единиц (районов и городских округов) Дагестана.

#Муниципальный район,
городской округЧисленность населения[73]
(2016 год)Административный центр

1Агульский район↘10 479с. Тпиг

2Акушинский район↗53 250с. Акуша

3Ахвахский район↗23 701с. Карата

4Ахтынский район↘31 809с. Ахты

5Бабаюртовский район↗47 979с. Бабаюрт

6Бежтинский участок[74]↗7547с. Бежта

7Ботлихский район↗57 227с. Ботлих

8Буйнакский район↗79 172г. Буйнакск

9Гергебильский район↗20 941с. Гергебиль

10Гумбетовский район↗22 553с. Мехельта

11Гунибский район↗26 506с. Гуниб

12Дахадаевский район↘36 297с. Уркарах

13Дербентский район↗102 154г. Дербент

14Докузпаринский район↘15 345с. Усухчай

15Казбековский район↗46 611с. Дылым

16Кайтагский район↗32 542с. Маджалис

17Карабудахкентский район↗80 468с. Карабудахкент

18Каякентский район↗54 832с. Новокаякент

19Кизилюртовский район↗68 966г. Кизилюрт

20Кизлярский район↗71 774г. Кизляр

21Кулинский район↘11 094с. Вачи

22Кумторкалинский район↗26 459с. Коркмаскала

23Курахский район↘15 042с. Курах

24Лакский район↘11 964с. Кумух

25Левашинский район↗74 929с. Леваши

26Магарамкентский район↘61 951с. Магарамкент

27Новолакский район↗33 023с. Новолакское

28Ногайский район↘19 765с. Терекли-Мектеб

29Рутульский район↘21 490с. Рутул

30Сергокалинский район↗27 960с. Сергокала

31Сулейман-Стальский район↘57 253с. Касумкент

32Табасаранский район↘50 004с. Хучни

33Тарумовский район↗32 626с. Тарумовка

34Тляратинский район↗23 265с. Тлярата

35Унцукульский район↗30 560с. Унцукуль

36Хасавюртовский район↗151 571г. Хасавюрт

37Хивский район↘21 359с. Хив

38Хунзахский район↗31 971с. Хунзах

39Цумадинский район↗24 716с. Агвали

40Цунтинский район[75]↗19 427с. Кидеро

41Чародинский район↗12 367с. Цуриб

42Шамильский район↗28 999с. Хебда

2Городской округ город Буйнакск↗63 888г. Буйнакск

3Городской округ город Дагестанские Огни↗28 887г. Дагестанские Огни

4Городской округ город Дербент↗122 354г. Дербент

5Городской округ город Избербаш↗57 511г. Избербаш

6Городской округ город Каспийск↗110 080г. Каспийск

7Городской округ город Кизилюрт↗46 547г. Кизилюрт

8Городской округ город Кизляр↗50 845г. Кизляр

1Городской округ город Махачкала↗716 339г. Махачкала

9Городской округ город Хасавюрт↗138 420г. Хасавюрт

10Городской округ город Южно-Сухокумск↗10 388г. Южно-Сухокумск

всего Дагестан↗3 015 660г. Махачкала

 

Населённые пункты с численностью населения более 10 тысяч человек

Махачкала↗587 876[73]

Хасавюрт↗138 420[73]

Дербент↗122 354[73]

Каспийск↗110 080[73]

Буйнакск↗63 888[73]

Избербаш↗57 511[73]

Кизляр↗48 237[73]

Кизилюрт↗35 762[73]

Дагестанские Огни↗28 887[73]

Карабудахкент↗16 582[16]

Ленинкент↗16 178[73]

Бабаюрт↗15 984[16]

Тарки↗15 544[73]

Нижнее Казанище↗13 823[16]

Семендер↗13 931[73]

Ахты↘13 400[76]

Касумкент↗13 232[77]

Альбурикент↗12 682[73]

Ботлих↗12 159[77]

Шамхал↘11 849[73]

Белиджи↘11 583[73]

Новый Хушет↗11 371[77]

Каякент↗11 144[77]

Мамедкала↗11 052[73]

Леваши↗10 860[16]

Южно-Сухокумск↗10 388[73]

Шамхал-Термен↗10 260[77]

Новый Кяхулай

 

Новинки 2019 года